Профориентационная работа в школе
Цель программы
Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в городе.
Задачи профориентационной работы:
- сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональное просвещение.
- Профессиональная диагностика и профконсультирование.
- Профессиональная адаптация.
Ожидаемые результаты:
Реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.
Обоснование Программы:
Актуальность проблемы состоит в том, что по результатам исследований, существует ряд факторов, снижающих конкурентоспособность молодежи:
1. Недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
2. Необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
3. Трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
4. Совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;
5. Инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).
Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
|
1. Профессиональное просвещение |
|
в течение года |
Реализация городской программы по профориентации |
Зам. дир. по ВР |
в течение года |
Профориентация уч-ся на уроках (экономика, география, обществознание, технология) |
Учителя-предметники |
в течение года |
Дни открытых дверей в ВУЗаз, ССУЗах, лицеях, ПУ «Дороги, которые мы выбираем» |
Зам. дир. по ВР
Классные рук. |
февраль |
Родительские собрания для 9, 11 классов «Как помочь ребенку выбрать профессию» |
кл. руководители |
апрель |
Ярмарка профессий |
кл. руководители 5-11 классов |
май |
Конкурс творческих проектов |
учителя технологии |
В течение года |
Экскурсия на предприятия города |
кл. руководители |
В течение года |
Встречи с представителями шефствующего предприятия «История нашей профессии» |
зам. дир. по ВР |
|
2. Диагностика и консультирование |
|
в течение года |
Профдиагностика и консультирование выпускников 9,11 кл. «Оценка профессиональной направленности личности выпускника» |
психолог |
ноябрь |
Профориентационная работа с учащимися старших классов. Цель - выявление групп учащихся, нуждающихся в помощи по профессиональному самоопределению. |
психолог |
декабрь |
Психологическое исследование 9 х классов на выявление уровня умственного развития (ШТУР). |
психолог |
декабрь |
Педагогический консилиум по 9-м классам (результаты ШТУРа) |
психолог |
февраль |
Анкетирование "Профессиональное самоопределение на основе самооценки" (9 класс). |
психолог |
февраль |
Анкетирование учащихся 10-11 классов с целью сбора информации об их ценностных ориентациях и интересах. |
психолог |
март |
Оформление рекламного стенда «Выбери свою профессию» |
кл. руководители
10-11 классов
|
в течение года |
Консультации для родителей уч-ся 9,11 кл. по вопросам профориентации. |
Зам. дир. по ВР Кл. рук.
психолог |
|
3. Профессиональная адаптация |
|
Neапрель |
Создание информационного банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Кл. рук.
Зам. дир. по ВР |
май |
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и выпускникам из неблагополучных семей. |
Администрация
Соц. педагог |
Вводимая в школах система профильного обучения поставила перед педагогами и руководителями образования задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.
Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональная диагностика и консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия "ценностные ориентации" следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.
Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности - это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту.
По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.
Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.
Предпрофильная подготовка и профильное образование.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость.
В школе ежегодно создаются профильные классы на старшей ступени обучения: c 2011-2012 года естественно-научный с углубленным изучением математики, химии и биологии.
Преимущества профильного обучения.
Во-первых, профильное обучение, как в недавнем прошлом школьная профориентация, содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии.
Во-вторых, профильное обучение, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.
В-третьих, профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие места.
|